Направления итогового сочинения 2020-2021 учебного года

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор) опубликовала направления итогового сочинения 2020-2021 учебного года и определила даты его проведения.

Итоговое сочинение (изложение) состоится не ранее 5 апреля 2021 года.

Резервные даты (для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, не явившихся на итоговое сочинение (изложение), не завершивших его написание по уважительным причинам, либо удаленных с сочинения (изложения)) пока не определены.



Перечень направлений итогового сочинения

  1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности)
  2. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»)
  3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом)
  4. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством)
  5. Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести)

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут.

Рекомендуемые объемы работы:

  • итоговое сочинение – не менее 350 слов (минимально допустимый объем текста — 250 слов)
  • итоговое изложение – 200 слов (минимальный объем текста — 150 слов)

Комплекты тем публикуются на портале ЕГЭ за 15 минут до начала проведения работы.

Комментарии ФИПИ к направлениям

Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.



Варианты тем итогового сочинения

Темы примерные! Их присутствие в итоговом списке не гарантировано.

В направлении «Забвению не подлежит»:

  1. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  2. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  3. Как исторические события влияют на судьбу человека?
  4. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  5. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  6. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  7. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  8. Какие личности остаются в истории?
  9. Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
  10. «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

В направлении «Я и другие»:

  1. Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  2. Почему важно быть толерантным?
  3. Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  4. Может ли человек выжить без общения?
  5. Почему люди не понимают друг друга?
  6. Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  7. Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
  8. Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
  9. Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
  10. Почему общество не принимает некоторых людей?

В направлении «Между прошлым и будущим»:

  1. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  2. Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  3. Нужно ли читать книги в XXI веке?
  4. Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  5. Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  6. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  7. Важно ли сохранять связь между поколениями?
  8. Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  9. Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  10. Можно ли говорить о деградации современного поколения?

В направлении «Время перемен»:

  1. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  2. Как современные технологии влияют на жизнь общества?
  3. Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
  4. К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  5. Сложно ли жить в эпоху перемен?
  6. Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
  7. Почему многие люди боятся перемен?
  8. Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  9. Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
  10. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

В направлении «Разговор с собой»:

  1. Что значит быть совестливым человеком?
  2. Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
  3. Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
  4. Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
  5. Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  6. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
  7. Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  8. Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  9. Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  10. «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "В помощь педагогу".