Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор) опубликовала направления итогового сочинения 2020-2021 учебного года и определила даты его проведения.
Итоговое сочинение (изложение) состоится не ранее 5 апреля 2021 года.
Резервные даты (для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, не явившихся на итоговое сочинение (изложение), не завершивших его написание по уважительным причинам, либо удаленных с сочинения (изложения)) пока не определены.
Перечень направлений итогового сочинения
- Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности)
- Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»)
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом)
- Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством)
- Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести)
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут.
Рекомендуемые объемы работы:
- итоговое сочинение – не менее 350 слов (минимально допустимый объем текста — 250 слов)
- итоговое изложение – 200 слов (минимальный объем текста — 150 слов)
Комплекты тем публикуются на портале ЕГЭ за 15 минут до начала проведения работы.
Комментарии ФИПИ к направлениям
Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Варианты тем итогового сочинения
Темы примерные! Их присутствие в итоговом списке не гарантировано.
В направлении «Забвению не подлежит»:
- Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
- Как исторические события влияют на судьбу человека?
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- Какие личности остаются в истории?
- Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
- «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
В направлении «Я и другие»:
- Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Почему важно быть толерантным?
- Всегда ли нужно избегать конфликтов?
- Может ли человек выжить без общения?
- Почему люди не понимают друг друга?
- Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
- Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
- Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
- Почему общество не принимает некоторых людей?
В направлении «Между прошлым и будущим»:
- Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Можно ли назвать поколение Z потерянным?
- Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
- Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
- Важно ли сохранять связь между поколениями?
- Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
- Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
- Можно ли говорить о деградации современного поколения?
В направлении «Время перемен»:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как современные технологии влияют на жизнь общества?
- Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
- К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Почему многие люди боятся перемен?
- Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
- Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
В направлении «Разговор с собой»:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
- Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
- Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
- Каждый ли человек ищет смысл жизни?
- Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
- Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
- Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "В помощь педагогу".